Экономика и время, Санкт-Петербург,
20 января 2003 г.
Заманивают ли туристов демпингом? 331 просмотр
Уже более года в кругах, близких к турбизнесу, идут разговоры о том, что “отдельные страховщики” подозрительно снижают цены на страхование выезжающих за рубеж. Отличительная черта нынешней ситуации: каждый говорит, что снижают цены все, кроме него, и готов убедительно объяснить все свои ценовые решения.
Никто, конечно, не перечисляет конкретных названий недобросовестных фирм-конкурентов. Во всяком случае не для печати. Поэтому на уровень профессиональных объединений, например Санкт-Петербургского союза страховщиков, обсуждения демпинговой проблемы еще не вышли.
Возврат к прошлому
Еще года три назад большинство российских туристов воспринимали страхование своих медицинских расходов как досадную финансовую жертву. Поэтому чем меньше стоил страховой полис выезжающего, тем охотнее приобретали его путешественники и турфирмы. Доходило до того, что турфирмы меняли проверенного партнера — страховщика, если новый просил всего на 3-4 цента в день меньше.
В последнее время путешественники стали грамотнее. Казалось бы, страховым компаниям можно перестать изнурять себя мелким демпингом и сосредоточиться на качестве услуг. В большинстве фирм так и сделали. Но не все.
Страховая азбука
Заболеть можно где угодно. В том числе и во время турпоездки. Первое, о чем спросит прибывший по вызову врач, — “Кто платит?”.
Стоимость медицинских услуг в большинстве стран мира выше, чем в России. Самый простой пример: у туриста поднялась температура, и он вызвал врача в номер. В этом случае осмотр и выписка рецепта будут сопровождаться и выпиской счета на $70-80. Вызов “скорой” может стоить от $60 до $200.
Перелом руки или ноги обойдется пострадавшему от $1 тыс. на Кипре до $15 тыс. в США, помощь при инфаркте или инсульте — от $3-5 тыс. в Турции до $50 тыс. и более в США. При обострении хронических заболеваний затраты составят от $1-2 тыс. в Испании до $20 тыс. в США. Наконец, даже если лечить простуду, лежа в гостиничном номере, то все равно визиты в аптеку потребуют минимум $200.
Вот эти-то расходы и возьмет на себя ваша страховая компания, если, конечно, вы купили страховой полис. В страны Шенгенской зоны, например, без него попросту не пустят — в помощи отказывать там не принято, но и платить за вас никому не хочется.
Медицинская страховка пока не является обязательным условием получения визы в Египет, Турцию, Хорватию и на Кипр. В Северную Америку тоже пока пропустят без полиса — но цены...
Российские компании обычно страхуют соотечественников на сумму от $10 тыс. до $50 тыс. Вполне достаточно $10 тыс., чтобы обычный турист мог уверенно чувствовать себя в странах Восточной Европы. Но если турист — спортсмен, то величина его страховки должна быть никак не меньше $30 тыс. Такого покрытия хватит, чтобы спокойно кататься на лыжах в Турции, Болгарии, Румынии или Словении.
В Западной Европе спортсменам следует иметь страховку с покрытием не менее чем в $50 тыс., а, отправляясь в США или Канаду, нужно иметь гарантированное страховое покрытие минимум в $30 тыс., а в среднем — не ниже $100 тыс. Впрочем, этого все равно может не хватить, если потребуется серьезное хирургическое вмешательство, да еще с последующей реабилитацией.
Сколько должен стоить полис
При огромном перечне неприятных событий, от которых можно застраховаться, стоимость этой услуги невелика: при лимите ответственности в $15-30 тыс. базовый тариф составляет максимум $1 за день. Для пожилых людей и спортсменов в среднем в 2-2,5 раза выше. При большем страховом покрытии — еще выше.
Для туриста средних лет, не собирающегося подниматься в горы с лыжами, страховка не будет стоить больше $20 у.е. за обычное двухнедельное путешествие. При приобретении полиса непосредственно в страховых компаниях базовые цены обычно не превышают 70 центов в день.
Отдельной строкой в условиях страхования, перечисленных в полисе, должен быть включен пункт о медицинской транспортировке: вдруг состояние здоровья не позволит заболевшему вернуться домой своим ходом?
Перевозка больного — услуга дорогая, поэтому сумма покрытия в графе “медицинская эвакуация” должна быть сопоставима с суммой покрытия собственно лечения (а если путешествие дальнее, то превышать ее раза в два). Впрочем, несмотря на особый характер этой услуги, у подавляющего большинства компаний ее оплата включена в базовый тариф, то есть доплачивать за нее не нужно.
Все телефонные разговоры по поводу страхового случая турист ведет за счет вызываемой стороны, о чем уведомляет сотрудников отеля или больницы.
И последнее. Бывает, что горнолыжники и прочие экстремалы наносят вред другим людям или их имуществу. На этот случай существует отдельный полис — полис страхования гражданской ответственности. Его стоимость, в зависимости от срока поездки и места пребывания, — от $10 до $30.
К чему готовиться любителям дешевизны
Ни в одной из опрошенных страховых компаний нам не смогли сказать, что туристы за последний год стали более сознательно относиться к выбору страховщика или внимательнее читать условия страхового полиса. По-прежнему много туристов склонны выбирать полисы по принципу “лишь бы дешевле”.
Важно понять вот что. Компании, демпингующие при нынешнем и без того невысоком уровне цен, могут снижать их “ниже рыночных” только в расчете на то, что им либо удастся отделаться от клиентов минимальным количеством услуг, либо оказать очень дешевые услуги (а потому и низкокачественные).
Особый случай — компании, надеющиеся вообще ничего не платить: у таких, как правило, в страховом полисе указан немалый перечень исключений, не являющихся страховыми случаями и по этой причине не подлежащих оплате.
Туристы могут себе позволить не читать правила, только если уверены в том, что гарантом качества полиса выступит турфирма. Понятно, что в этом случае она должна иметь безупречную репутацию. В таких, как правило, продают полисы уже проверенных страховых компаний, потому что поняли: продавая дешевые полисы с ограниченным перечнем услуг, турфирмы берут на себя дополнительную ответственность.
Лучшие страховые компании идут навстречу туроператорам — расширяют перечень услуг в стандартных полисах, не повышая их стоимости. Разумеется, страховщикам при этом не до демпинга.
Если учесть, что в стоимость полиса для туриста ($1 в день) входят и комиссионные турфирм, то реальная стоимость полисов еще ниже. В таких условиях гарантировать качественное обслуживание туристов могут только те страховые компании, которые продают очень большое количество полисов. Автоматически в их число попадают филиалы крупнейших московских компаний или региональные лидеры туристского страхования.
Многие страховые компании, которые не входят в число лидеров, чтобы заинтересовать турфирмы в распространении своих полисов, предлагают тем до 60% комиссионных (при нормальном уровне 15%). Поэтому реальная стоимость полиса получается смехотворной. Этим и объясняются скудость услуг и всевозможные ограничения.
Туриста, купившегося на дешевизну, вполне могут ожидать несколько неприятностей. Помимо таких вопиющих случаев, как отказ в помощи и невыплата страхового возмещения (что, в общем, случается нечасто), это могут быть: — отказ предоставить за границей русскоговорящего врача или переводчика; — отказ в организации досрочного возвращения заболевших в Россию; — отказ в стоматологической помощи; — наличие в правилах страхования франшизы (некомпенсируемого страховщиком убытка) (обычно франшиза составляет долларов 50 или 100, а по статистике — до 60% всех страховых выплат приходится именно на такие случаи).
Возможно, что в случае недомогания турист получит разве что консультацию у местного врача неизвестно какой квалификации, а за необходимые лекарства и процедуры придется платить отдельно.
Иногда турфирмы, стремясь предложить более привлекательную цену тура, прибегают к небольшой хитрости и не только урезают набор медицинских услуг, но и сокращают срок действия страховки, исключая из полиса день отъезда и день приезда. Если с туристом что-то случится в эти дни, то ущерб никто не возместит.
Очень важно заранее узнать, по какому принципу будут оплачиваться медицинские услуги: либо турист сначала оплачивает услуги местных врачей, собирает все чеки и счета, а потом в России их проверяют и компенсируют затраты; либо сообщает о наступлении страхового случая по телефону, указанному в полисе, после чего все заботы берет на себя ассистанс-компания (агент вашего страховщика в стране пребывания).
Последний вариант — самый привлекательный, так как на отдыхе необходимых денег может не оказаться. То есть страховой полис должен предусматривать оплату медицинской помощи туристам и возмещение их расходов непосредственно в стране временного пребывания.
Плюсом будет наличие у страховщика собственных или партнерских сервис-центров в той стране. Понятно, что такой уровень обслуживания не может стоить дешево.
КРЫЛОВ А.
Вся пресса за 20 января 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Тарифы, Страхование выезжающих за рубеж, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
7 февраля 2025 г.
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|